20 февраля в МАОУ ДПО ИПК в рамках деятельности городского профессионального методического объединения учителей русского языка и литературы был проведён практико-ориентированный семинар «Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы».
«Формирование функциональной грамотности личности является одной из важнейших задач современного образования, что находит отражение и в обновлённых федеральных государственных образовательных стандартах», — эти слова стали отправной точкой в обсуждении основного вопроса семинара.
Как, используя возможности преподаваемых учебных предметов, формировать предметные, метапредметные и универсальные способы деятельности, развивать способности учащихся решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации, об этом говорили участники семинара.
Владимирова Евгения Николаевна (МБОУ «Лицей №35»), раскрывая понятие «читательская грамотность», показала, как можно организовать работу над текстами официально-делового стиля, чтобы приобретённые знания и умения пригодились в дальнейшей жизни.
Паздерина Ирина Александровна (МБОУ «СОШ №61») представила фрагменты урока развития читательской грамотности «Секреты чая. Смысловой и лингвистический анализ текста» с использованием приёмов, направленных на формирование умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять их в определенном порядке, самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы к тексту.
Акулова Людмила Александровна (МБОУ «СОШ №61») поделилась опытом работы над формированием стратегии смыслового чтения, овладение которой помогает обучающимся 9 класса успешно выполнить второе задание (пересказ текста) на итоговом собеседовании.
Печенегова Анна Леонидовна (МБОУ «Гимназия №73») показала приёмы развития креативного мышления обучающихся на уроках литературы.
Гольцова Екатерина Георгиевна (МБ НОУ «Гимназия №70») представила опыт работы над развитием читательских умений обучающихся при знакомстве с документальной литературой на примере чтения дневника Юры Рябинкина из «Блокадной книги» Даниила Гранина.
Малышкина Елена Владимировна (МБОУ «Лицей № 46») раскрыла возможности глубокого проникновения в художественный текст, понимания поэтического образа через интеграцию литературного творчества, музыки (исполнение стихотворения Леонида Васенина «Белая ворона» под аккомпанемент гитары), живописи (М.Чюрленис «Истина»), проведение физического опыта (дисперсия света — разложение белого света на спектр в призме).
Опыт педагогов вызвал живой интерес участников семинара.
Методист НМО МАОУ ДПО ИПК, руководитель ГПМО учителей русского языка и литературы Введенская Л.В.