Семинар «Развитие речи: система психолого-педагогического сопровождения обучающихся раннего и дошкольного возраста»

26 сентября прошел городской семинар для учителей-логопедов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов «Развитие речи: система психолого-педагогического сопровождения обучающихся раннего и дошкольного возраста».

Мероприятие началось с рассмотрения вопроса актуальности раннего выявления и профилактики речевых нарушений у детей, о которой сказала Ирина Алексеевна Логинова, заместитель председателя Комитета образования и науки — начальник отдела дошкольного образования.

Говоря о психолого-педагогическом сопровождении обучающихся, в том числе по вопросам речевого развития, Юлия Юрьевна Великанова, преподаватель кафедры дошкольного и начального образования МАОУ ДПО ИПК, представила локальные акты федерального значения, регламентирующие сопровождение обучающихся в дошкольных образовательных организациях.

Учителя-логопеды МБ ДОУ «Детский сад № 139» Сырова Ольга Ивановна и Ковылова Наталья Юрьевна рассказали о физиологических причинах речевых нарушений в разные периоды развития ребёнка.

Вера Валерьевна Тарасова, преподаватель кафедры общего образования и психологии МАОУ ДПО ИПК, представила психологические причины нарушений речи дошкольника, факторы развития речи ребенка, а также рассказала о влиянии стиля общения матери на формирование речи ребенка.

Рублевской Ольгой Николаевной, учителем-логопедом ТПМПК, были представлены подходы к проведению дифференциальной диагностики нарушений речевого развития у обучающихся раннего и дошкольного возраста. Ольга Николаевна рассказала о критериях диагностики алаллии, интеллектуальной недостаточности, задержки речевого развития и аутизма.

На семинаре были рассмотрены вопросы профилактики речевых нарушений детей. Учителями-логопедами МБ ДОУ «Детский сад № 9» Астапкович Татьяной Юрьевной и Астаховой Еленой Борисовной представлены игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, развивающие артикуляционный аппарат, на формирование просодической стороны речи и развитие слухового внимания, восприятия, фонематического слуха.

Учитель-логопед МКДОУ «Детский сад № 254» Рогалева Наталья Михайловна рассказала о важности единства сенсорного и речевого развития детей раннего возраста и представила этапы комплексной коррекционной помощи детям раннего возраста.

При развитии речи дошкольников большое внимание уделяется организации развивающей предметно-пространственной среды. О ее организации, внесении изменений в речевое пространство в зависимости от возрастных особенностей обучающихся рассказала Токарева Жанна Валерьевна, учитель-логопед МБ ДОУ «Детский сад № 244».

О педагогическом сопровождении семей обучающихся по вопросам профилактики речевых нарушений опыт работы представили педагоги следующих дошкольных образовательных организаций:
— учителя-логопеды МБ ДОУ «Детский сад № 102» рассказали о современных формах взаимодействия с семьями обучающихся по вопросам профилактики нарушений, таких как индивидуальные блокноты, родительский университет, семейная гостиная, ковер идей и другие;
— интересный опыт работы с родителями был представлен учителями-логопедами МКДОУ «Детский сад № 225». Бердигулова Наталья Владимировна представила опыт работы с родителями посредством онлайн-ресурса дошкольного учреждения, который пользуется большой популярностью среди родителей. На сайте представлена серия консультативных мини-фильмов для родителей: «3 мифа о неговорящих детях», «Общение начинается с междометий», «Коллаж на холодильнике или… полёт фантазии».

Хижникова Наталья Владимировна, учитель-логопед МК ДОУ «Детский сад № 225», рассказала о формах работы с родителями в рамках консультационного центра, где оказывается методическая, психолого-педагогическая, диагностическая и консультативная помощь родителям. Работа по обучению родителей приемам развития речи детей раннего возраста проходит в специально организованном пространстве лекотечно-ресурсной комнате «Куролесенка». Ее развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослого, двигательную активность, а также возможность развития.