22 января в МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации» состоялся методический семинар для воспитателей ДОО на тему «Методы и приемы формирования читательской грамотности у дошкольников».
В условиях реализации ФГОС особое внимание уделяется формированию функциональной грамотности, одним из важнейших компонентов которой является читательская грамотность. При этом формирование предпосылок читательской (литературной) грамотности начинается именно в дошкольном возрасте с основ понимания содержания текста и любви к книге.
На семинаре педагоги рассмотрели понятие «предпосылки читательской литературной грамотности» у дошкольников: раскрыли его содержание, выделили ключевые компоненты, такие как интерес к книге, восприятие текста, понимание смысловой стороны произведения, умение сопереживать героям и оценивать их поступки.
Среди множества методов и приемов формирования предпосылок читательской грамотности дошкольников выделили наиболее распространенные:
- чтение педагогом как образец правильного и выразительного чтения;
- беседа, способствующая глубокому пониманию и эмоциональному отклику на прочитанное;
- чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге;
- проектная деятельность: изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, позволяющее детям выразить свое восприятие через творчество;
- самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими мыслями и впечатлениями.
Педагоги подробно обсудили использование приема «Чтение с остановками», который развивает умение анализировать текст, выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению, развивает творческое мышление, воображение.
Рассмотрели технологию продуктивного чтения-слушания О.В. Чиндиловой, которая обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Данная технология стимулирует детей выражать свое мнение, делиться впечатлениями и участвовать в обсуждениях, что способствует развитию их речи и коммуникативных навыков, а активное участие в процессе чтения-слушания делает его более увлекательным и мотивирующим для детей.
В практической части семинара слушатели учились использовать прием «диалог с автором» на разных этапах работы с текстом по технологии продуктивного чтения-слушания О.В. Чиндиловой. Педагоги отметили, что использование технологии продуктивного чтения будет способствовать проявлению у детей интереса к художественной литературе, дошкольники смогут научиться задавать вопросы, высказывать предположения, сравнивать, анализировать, обобщать информацию, объяснять причины поступков героев, что будет способствовать успешному формированию предпосылок читательской грамотности, необходимых для дальнейшего обучения в школе.
Семинар провела Л.Ю. Скитневская, преподаватель кафедры дошкольного и начального образования, почетный работник воспитания и просвещения РФ.