Семинар для молодых специалистов «Как провести «День без игрушек?»

Представьте, вы заходите в группу и видите, что все привычные игрушки убраны. Возникают закономерные вопросы: «Чем займутся дети? Как организовать их деятельность?» Именно с обсуждения этих профессиональных вопросов начался семинар для молодых специалистов «Как провести «День без игрушек?». В ходе встречи подробно рассмотрели, как эта технология помогает пересмотреть роль воспитателя и раскрыть потенциал детской группы.

Слушатели убедились, что временное отсутствие готовых, покупных игрушек — это не проблема, а ресурс для развития воспитанников. Он способствует формированию у детей самостоятельности, инициативы и умения договариваться. Педагог в этой ситуации получает возможность занять новую позицию. Основное внимание на семинаре было уделено практическим аспектам: принципам организации игр без материалов, подготовке развивающей среды и алгоритмам действий педагога в течение дня. Участники познакомились с эффективными способами поддержки детской игры, когда её сюжет и содержание полностью рождаются из фантазии и замыслов самих детей.

«День без игрушек» — это педагогическая технология, которая:

  • возвращает детям свободу игры, где картонная коробка становится ракетой, а стул — крепостью;
  • меняет роль воспитателя: с руководителя на наблюдателя, партнера и «фиксатора» гениальных детских идей;
  • выступает как диагностика группы: видны лидеры, «мертвые зоны» и истинные интересы детей;

Ключевой инструмент — 6 принципов игр без материалов, которые стали для участников настоящей опорой:

  1. Свобода выбора (ребенок сам решает, чем станет бросовый материал).
  2. Бросовый материал — главный ресурс (пластиковые бутылки, ткани, крышки).
  3. Скука — катализатор творчества («не спасать» ребенка, чтобы его чем-то занять, а дать ему время придумать).
  4. Социальное взаимодействие (дети учат друг друга лучше взрослых).
  5. Сюжетосложение (сначала рождается идея, а потом она ищет воплощение).
  6. Невмешательство в детский замысел (не запрещать «опасный» замысел в игре).

Участники на практике разобрали кейсы, где дети сами разрешали конфликты (как Ярослав, ставший «охранником бани»), а педагоги учились держать паузу и доверять. Слушатели узнали, как превратить группу в творческую мастерскую, где дети учатся договариваться, создавать и играть по-настоящему увлеченно.

Семинар провела Великанова Юлия Юрьевна, преподаватель кафедры дошкольного и начального образования МАОУ ДПО ИПК, почетный работник воспитания и просвещения РФ.