Главная «боль» современного воспитателя — не отсутствие идей, а недостаток инструментов, чтобы превратить спонтанную любознательность в осмысленную исследовательскую деятельность, соответствующую ФГОС ДО. Именно эту задачу мы и решали на методическом семинаре «Технология исследовательской деятельности в ДОО», который прошел в онлайн формате 25 ноября 2025г.
Мы детально разобрали, чем настоящее исследование отличается от простого экспериментирования и пришли к совместному выводу, что: исследовательская деятельность — это не просто игра, а целостный процесс, который включает гипотезы, планирование, фиксацию результатов и выводы.
Есть конкретные методы, чтобы развить исследователя в ребенке. Положите рядом с лупами и коллекцией природных материалов не просто картинки, а «карточки-вызовы»: «Найди самый гладкий и самый шершавый камень», «Сравни под лупой соль и сахар».
Среда должна бросать «вызов». Рассмотрели, как обычную «коллекцию камней» превратить в исследовательский полигон с помощью лупы и карточек-заданий, а весы — в инструмент для решения практической задачи («Собери гирьку весом в 5 гаек»).
Превратите свою группу в настоящую научную лабораторию, где дети учатся думать и исследовать, а не просто запоминать.
И когда увидите, как ребенок увлеченно что-то исследует, задайте ему всего один вопрос: «Как мы можем рассказать об этом открытии другим?» или «Что мы можем создать, используя эти знания?». Этот вопрос — отправная точка для проекта.
Проектная деятельность позволяет объединить разрозненные опыты, наблюдения и гипотезы детей в единый, продолжительный и значимый для них результат
Семинар провела Л.Ю. Скитневская, преподаватель кафедры дошкольного и начального образования, почетный работник воспитания и просвещения РФ.
