Мастер-класс, проведенный в МАОУ ДПО ИПК 1 ноября, был посвящен подготовке к итоговому сочинению в 11 классе.
Опыт работы по подготовке к итоговому сочинению представила коллегам Турчина Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 29», руководитель районного профессионального методического объединения.
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня речевой культуры, оценку умения рассуждать и аргументировать.
С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательным привлечением примеров из литературного материала.
Чтобы помочь выпускникам 11 класса запастись литературным материалом, по мнению Натальи Викторовны, стоит обратить внимание на сайт «Книжная полка», где представлены небольшие по объему произведения, знакомство с которыми поможет выпускнику со слабой читательской базой подготовиться к экзаменационному испытанию.
Опыт педагога показывает: обращение к театральному искусству также позволяет учащимся пополнить читательскую базу и овладеть речевыми компетенциями. После просмотра спектаклей обязательно организуется обсуждение, ребята пишут рецензии или отзывы.
Эффективным является и обращение к экранизациям литературных произведений русской классики.
Для написания итогового сочинения важно, чтобы выпускник умел анализировать литературное произведение.
То, как обучает своих учеников приёмам анализа художественного текста, Наталья Викторовна показала на примере современной антиутопии Т.Толстой «Кысь» и Л.Петрушевской «Новые робинзоны».
Введенская Лидия Владимировна, методист научно-методического отдела МАОУ ДПО ИПК, Почетный работник общего образования РФ.